Русский язык всегда являлся объединяющим фактором для многонационального народа России, основой современного Российского государства. Русский язык был и остается языком межнационального общения. Руководство страны в последнее время уделяет большое внимание вопросам совершенствования государственной языковой политики, проблеме сохранения и развития русского языка как государственного.
Республика Дагестан, в этом плане, уникальна, поскольку никакой другой язык, кроме русского, не смог бы объединить народы Дагестана, говорящих на разных языках. Для проведения мероприятий с целью развития, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России стала Ростовская область. Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования уже четвертый год принимает участие в реализации ФЦП «Русский язык» совместно с Дагестанским институтом развития образования. Проведенные курсы повышения квалификации показали стремление учителей республики Дагестан к повышению своего профессионального уровня. Они проявили живую заинтересованность в овладении инновационными педагогическими технологиями, позволяющими осуществлять эффективное обучение русскому языку. В этом году слушателями курсов стали, помимо учителей русского языка и литературы и учителей начальных классов, педагоги – воспитатели дошкольных образовательных организаций.
Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навыками красивой, правильной речи, всегда интересно и приятно общаться. Большинство детей приходит в детские сады в 3-4 года и многие из них не владеют русским языком. Они, как правило, плохо подготовлены к тому, чтобы в течение всего дня общаться на непонятном для них или пока плохо понятном русском языке. Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада включает в себя в таком случае и необходимость освоиться с русской речью, научиться понимать язык воспитателя и включаться в общую деятельность с детьми всей группы. И потому на педагогов дошкольного образования ложится большая роль и ответственность в обучении детей русскому языку. Работа по обучению русскому языку не может выступать в качестве самодовлеющей цели всего педагогического процесса, а должна органично вплетаться в него. Перегружать дошкольников не следует, помня о благополучии ребенка как высшей задаче дошкольного воспитания. Обучение второму языку нужно проводить не в жесткой форме, а в играх и в повседневной деятельности. Программа повышения квалификации, предложенная Ростовским ИПК, познакомила дагестанских педагогов – воспитателей с эффективными методам работы по формированию и развитию связной речи - обучению русскому языку.

Плодотворно осваиваются методы обучения детей проектной деятельности, технологии диалога культур. Ростовские преподаватели продемонстрировали свой опыт в решении данной проблемы: нужно обучать русскому языку, не забывая об особенностях своего родного языка. Программы Ростовского ИПК содержали различные подходы в обучении русскому языку, дополняли друг друга и были как части единого целого.
Совместные действия наших двух институтов привели к росту качественных показателей результатов ГИА: результаты ЕГЭ по русскому языку в 2019 году значительно улучшились в сравнении с предыдущими годами: количество экзаменуемых, не преодолевших минимального порога по русскому языку, значительно уменьшилось. Если в 2017 году их было 672 человека, в 2018 г. – 523 человека, в 2019 – 467 человек до начала реализации мероприятий в рамках ФЦПРЯ, число не преодолевших минимальный порог составляло – в 2017 г. - 4,6%. Повысился и средний балл ЕГЭ по русскому языку в республике: от 55,44 балла (2017г.) до 62,32. Увеличилась доля экзаменуемых, набравших по результатам экзамена 100 баллов. Одновременно с этим уменьшилась доля выпускников с результатами ниже 40 баллов.
Мы считаем, что реализуемые нашими ростовскими коллегами программы способствуют формированию у учителей практических компетенций, необходимых для реализации стандартов школьного образования, подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ.
В целях реализации программ ПК созданы все условия для развития электронной образовательной среды и специальных сервисов обучения и профессионального взаимодействия педагогов (онлайн-опросы, анкетирование отсроченных результатов, онлайн-консультации). В программы включен модуль дистанционного обучения, на сайте института открыты специальные тематические рубрики, создан электронный банк методических материалов по вопросам изучения и использования русского языка. Все это обеспечивает открытость, гласность, обратную связь и широту охвата при реализации проекта.
Технологический прорыв в методиках и технологиях профессионального педагогического образования был сделан благодаря созданному в республике профессиональному активу тьюторов, педагогов-практиков, экспертов, которые и в межкурсовой период обеспечивали профессиональный рост учителей, учитывая их профессиональные дефициты и индивидуальные запросы по их преодолению.
Благодаря реализации мероприятий ФЦПРЯ, мы получили возможность познакомиться с опытом лучших учителей-практиков регионов-участников проекта в Дагестане, с последующим использованием этого опыта в межкурсовой период для поддержания профессионального роста наших учителей русского языка и учителей начальных классов. Имеющаяся практика Дагестанского института развития образования в направлении обобщения опыта лучших педагогов республики, помогла легко решить проблему формирования команды специалистов, которая совместно с Ростовскими коллегами участвовала в реализации проекта, что позволило нам приобрести бесценный опыт проведения таких масштабных мероприятий.
В содержании программы курсов повышения квалификации, проведенных Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, нашли свое отражение важные аспекты обучения детей русскому языку в поликультурной образовательной среде начального общего образования.
Всех участников реализации ФЦП «Русский язык» объединили любовь к русскому языку и литературе, огромное желание создавать в школах условия по профессиональному развитию учительского потенциала. Модель тьюторского сопровождения развития профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, начальных классов, педагогов –воспитателей, разработанная Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования стала дополнительным механизмом всесторонней поддержки педагога, способствовала его творческому и профессиональному росту. Общее дело укрепления позиций русского языка, его всемерного продвижения как фундаментальной основы гражданской самоидентичности стало основой для многопланового сотрудничества Ростовского института повышения квалификации и Дагестанского института развития образования с учреждениями культуры, муниципальными и республиканскими и региональными библиотеками, средствами массовой информации.
Наши педагоги получили интересную информацию, познакомились с новыми методическими разработками, получили возможность увидеть новый взгляд на существующие проблемы, связанные с преподаванием русского языка в условиях многоязычного Дагестана. Также педагоги получили возможность выйти за рамки республики и познакомиться с опытом наших коллег из других областей и краев России». Анализ результативности деятельности стажировочной площадки позволяет сделать вывод об актуальности и инновационном характере взаимодействия педагогов в рамках ФЦП «Русский язык». Распространение новых подходов, моделей в массовой управленческой и педагогической практике служат основой для достижения высоких образовательных результатов в преподавании русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Проведение методических мероприятий, создание и использование различных ресурсов повышения квалификации, в том числе дистанционного обучения, систем сетевых сообществ, размещения в сети инновационных моделей, организация авторских школ, подготовка и распространение методических изданий – все это является характеристикой масштабов проведенной работы в целях достижения необходимой результативности в реализации главных целевых ориентиров программы, основная задача которой – повысить статус русского языка и найти новые механизмы преподавания русского языка как неродного.
Говоря об основных социально-педагогических эффектах, проведенной институтом работы, необходимо подчеркнуть направленность к укреплению культурных и педагогических связей, принятию общих ценностей, идей, стремление педагогов к дружбе и сотрудничеству.
Особенно отчетливо это проявилось в ходе активных форм методической работы – межрегиональных семинарах и конференциях.
По мере накопления непосредственной практики организации программных мероприятий стало очевидно, что у Ростовского ИПК и Дагестанского ИРО складывается некоторая новая реальность, которая увязывает в единое целое стратегии, целевые установки и направления деятельности, отбор эффективных средств, их реализацию, внимание к конечным результатам и необходимость организации и поддержки в актуальном состоянии информационно-аналитического блока, принятие оперативных мер по корректировке деятельности.
Новые подходы к организации работы, новые методические основания, отбор принципов и критериев эффективности деятельности позволили из повседневной практики выстроить новую модель организации деятельности в условиях дополнительного профессионального образования модель стажировочной площадки.
Ростовский институт повышения квалификации и профессио¬нальной переподготовки работников образования совместно с Дагестанским институтом развития образования своевременно и качественно спланировали весь комплекс направлений, обеспечивающих достижение планируемых ФЦП «Русский язык» результатов. Максимально использованы ресурсы региональной системы образования Ростовской области в интеграции с ФГБУ «Российская академия образования», ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», методических ресурсных центров и базовых образовательных учреждений Ростовской области и научно-методического актива Республики Дагестан.
Технологический прорыв в методиках и технологиях профессионального педагогического образования был сделан благодаря созданному в Республике профессиональному активу тьюторов, педагогов-практиков, экспертов, которые и в межкурсовой период обеспечивали профессиональный рост учителей, учитывая их профессиональные дефициты и индивидуальные запросы по их преодолению.
Завершив свою деятельность по реализации ФЦП «Русский язык», Ростовский ИПК может говорить о том, что обучение русскому языку в дагестанских школах должно быть ориентировано на метапредметность и историю развития русского и дагестанских языков.